Лучшие фильмы про Апокалипсис

0 15

Лучшие фильмы про Апокалипсис

С термином “Апокалипсис” мы знакомимся в Откровении Иоанна Богослова. Собственно, апокалипсис и есть откровение в переводе с древнегреческого. В книге описаны пророчества, которые произойдут накануне Второго пришествия Иисуса Христа на Землю и будут сопровождаться природными катаклизмами и прочими глобальными катастрофами. Со временем слово “апокалипсис” стало синонимом конца света, о котором фантазировали писатели и кинорежиссеры в своих научно-фантастических произведениях и фильмах. О самых ярких фильмах, показывающих бедствия глобального масштаба, мы уже писали (здесь), а теперь представляем подборку “Лучших фильмов об апокалипсисе”, которую можно дополнить в комментариях.

“Ной” (2014)

Фэнтезийная драма, которую снял Даррен Аронофски, основана на библейском сюжете, в центре которого находится семья праведника Ноя, узнавшего замысел Бога – уничтожение грешного мира посредством Великого потопа. Аронофски признался, что, будучи подростком, восхищался Ноем и видел в нем “темного, сложного персонажа”, испытывавшего чувство вины выжившего. Таким и получился Ной у Рассела Кроу – монолитная фигура, упрямый и жесткий взгляд исподлобья, решительные движения и тверда вера. Но подойди поближе и загляни в глаза – увидишь и сомнения, и метания, и даже слабость. Ною предстоит не только построить ковчег, параллельно противостоя Каинову племени, но нести бремя отца и мужа, что порой оказывается непосильно.

Фильм полон философских размышлений, которые умело перемежаются экшен-сценами. С визуальной и музыкальной точек зрения картина идеальна: сотворение мира, строительство ковчега и битва за него, потоп – все снято масштабно и впечатляюще. Но как бы ни были хороши спецэффекты, “Ной” – это драма-размышление о вере, ответственности и выборе, который мы совершаем.

“Книга Илая” (2010)

Еще один герой с библейским именем Илай (Дензел Вашингтон) должен выполнить возложенную на него миссию – отнести одну небезызвестную Книгу на запад. Его путешествие по выжженной, ржавого цвета Америке, которое он совершает уже 30 лет, скоро подойдет к концу. А пока ему надо противостоять барону Карнеги (Гэри Олдман), который правит городком, куда он забрел, чтобы пополнить запасы. Режиссеры фильма братья Хьюз сняли, по сути, комикс – супергерой (сдержанный, справедливый, немногословный, уверенный в собственном предназначении, умело владеющий оружием и техникой рукопашного боя) противостоит суперзлодею (циничному, алчному, истеричному, умному и жестокому). Есть миссия, артефакт, красивая девушка (Мила Кунис), гротескные бандиты и мародеры, и прочие атрибуты графических новелл – длинные кадры, общие крупные планы.

При всем наборе клише и незамысловатом сюжете фильм получился атмосферный, эстетически интересный, с безукоризненными и очень “в тему” актерскими работами. А уж посмотреть на Вашингтона, размахивающего мачете, это отдельное удовольствие.

“Дитя человеческое” (2006)

В антиутопии по одноименному роману британской писательницы Филлис Дороти Джеймс режиссер Альфонсо Куарон покажет мир 2027 года, в котором уже 18 лет не рождаются дети. Единственной страной, в которой сохраняется некое подобие порядка, благодаря введению жесткого военного положения, остается Великобритания. Но и на улицах Лондона слышны взрывы, совершаются убийства, происходят драки, а многочисленные группировки делят зоны влияния. Анархию и хаос, царящие повсеместно, мы видим глазами бывшего политического активиста, а ныне мелкого служащего, Тео Фарона (Клайв Оуэн), который после смерти сына и развода утратил интерес к жизни. Именно ему, пребывающему в апатии, суждено стать проводником в этом безумном мире чернокожей молодой женщины Ки, вынашивающей под сердцем дитя.

Мрачный, напряженный, философский, снятый Эммануэлем Любецки так, что дух захватывает, фильм показывает настоящий апокалипсис, который есть микроскопический шанс остановить. Три номинации на “Оскар”, две премии BAFTA и восторженная критика ведущих мировых киноаналитиков.

“Я – легенда” (2007)

Научно-фантастический триллер Френсиса Лоуренса на тему исчезновения человечества с лица Земли основан на романе известного писателя Ричарда Мэтисона. Несмотря на довольно внушительные расхождения с первоисточником, которые могут не понравиться поклонникам книги, фильм смотрится цельной и захватывающей историей о последнем человеке на Земле. Как известно, благими намерениями выстлана дорога в ад – лекарство от рака превратило людей в чувствительных к ультрафиолету хищников, “нелюдей-зомби”. Обладающий иммунитетом к вирусу доктор Роберт Невилл (Уилл Смит) пытается создать вакцину в своей лаборатории в обезлюдевшем Нью-Йорке. Вместе со своей собакой Сэм Роберт делает ежедневные вылазки в город, а по ночам затаивается в квартире, прячась от полчищ нежити. Все меняется, когда испытуемой Роберта становится пойманная им женщина-зомби.

Искусное сочетание элементов хоррора и научной фантастики, драмы и боевика, триллера и постапокалиптики с грамотной режиссурой и талантливым моноспектаклем Смита, а также качественные спецэффекты обеспечили фильму популярность среди любителей жанра.

“Сквозь снег” (2013)

Захватывающий и оригинальный фильм корейского режиссера Пон Джун-хо, основанный на французском графическом романе, отличается от большинства постапокалиптических картин, скажем так, ландшафтом. Земля не похожа на засушливую пустыню, она покрыта снегом и скованна льдом. Почти 20 лет назад произошла техногенная катастрофа, человечество вымерло, то есть, вымерзло, а его жалкие остатки находятся в гигантском поезде, который без остановок мчится вокруг света. Реальность новая, а мироустройство прежнее – социальное расслоение, моральный выбор, философия богатых и правда сирых и убогих. Неимущие и угнетаемые обитатели плацкартных вагонов периодически восстают и стремятся просочиться в вагоны класса “люкс”. Среди предводителей бунтующих выделяется молодой мужчина Кертис (Крис Эванс), который и возглавляет очередной переворот.

Экшен-сцены, поставленные в рамках локаций – вагонов – выглядят свежо и бодро. С фантазией используются все подручные средства, начиная от топоров и заканчивая факелами. При всей блестящей актерской игре – Тильда Свинтон, Эд Харрис, Джон Херт, Джейми Белл – сочувствовать героям практически не получается. В этом одновременно плюс и минус этого, бесспорно, оригинального фильма.

“Терминатор: Да придет спаситель” (2009)

Без малого 40 лет назад гениальный Джеймс Кэмерон показал нам безрадостное будущее, в котором люди воюют с наделенными искусственным интеллектом машинами. На текущий момент франшиза “Терминатор” насчитывает шесть полнометражных фильмов, качество которых, с каждой новой цифрой ухудшается. Тем не менее, не упомянуть хотя бы один фильм знаменитой серии было бы несправедливо. Остановимся на четвертом, снятом режиссером МакДжи, в котором постапокалиптический мир 2018 года представлен во всей красе. Для того, чтобы все выглядело как после ядерной катастрофы, пенку специально старили, поэтому на экране открытые пространства словно выбелены.

Спецэффекты в фильмах о Терминаторе всегда были на высоте, и четвертая глава не стала исключением, а представила еще и разнообразные сложные механизмы и электронику. Особо выдающиеся даже получили имена: Жнец, Ночной Охотник, мототерминаторы. Интересные повороты сюжета смогли нивелировать некоторые сценарные и логические огрехи, а выразительная актерская игра Кристиана Бейла, Сэма Уортингтона, Антона Ельчина и Хелены Бонем Картер притягивала внимание. Но главное, что удалось “Терминатору”, показать, насколько ужасен мир, в котором машины умеют думать.

“Дорога” (2009)

Солнце не может пробиться через плотные серые тучи, не получающие ультрафиолет растения вымерли, следом за ними животные; истерзанную землетрясениями планету поливают кислотные дожди, отравляя почву и водоемы – Земля переживает экологическую катастрофу, причины которой не раскрываются. Это мир, где уцелевшие остатки человечества лишены не только привычных благ цивилизации, но и пищи, они уверенно и бесповоротно деградируют, не брезгуя разбоем и каннибализмом. Ими забыты сострадание и взаимопомощь, ради банки консервов они убьют, не раздумывая. В фильме Джона Хиллкоута по книге Кормака МакКарти люди обречены, они доживают свои последние дни, месяцы – пока есть шанс найти еду. Главные герои, отец (Вигго Мортенсен) и сын (Коди Смит-МакФи), идут по дороге, претерпевая невзгоды и лишения, спасаясь от мародеров и сохраняют веру, надежду и любовь в своей маленькой семье.

Наверное, один из самых тяжелых и реалистичных фильмов, где постапокалипсис показан жестко, без прикрас, без лишнего пафоса, где зритель вынужден задуматься об истинных ценностях, о вере и гуманизме.

“Письма мертвого человека” (1986)

Еще один страшный в своей псевдодокументальности фильм режиссера Константина Лопушанского о жизни после ядерной войны, вышел как нельзя вовремя – в 1986 году, в год аварии на Чернобыльской АЭС. Главный герой, профессор Ларсен (Ролан Быков), вместе с другими уцелевшими после взрыва живет в подземелье исторического музея и пишет письма своему сыну, в которых пытается понять и простить человечеству его преступление перед самим собой. Фильм поражает гнетущей атмосферой безысходности, обреченности, перспективой жить в мире, который уже мертв. Все попытки как-то спастись от неминуемой гибели среди радиоактивных руин бессмысленны.

Звуковое сопровождение – стоны, вопли умирающих в муках детей, скрежет, треск – под стать картинке – одичавшие в первобытном страхе люди, закутанные в обноски, катакомбы, подвалы со сложными засовами, противогазы и противорадиационные балахоны, пугающие своей допотопностью. И везде жидкая грязь, трупы тех, кто не успел в бомбоубежище. От этого натурализма хочется кричать и корчиться, он вызывает неподдельный ужас. Фильм – предупреждение человеку одуматься, задуматься.

“Безумный Макс 4: Дорога ярости” (2015)

Джордж Миллер не только создал одну из самых известных франшиз в жанре дистопии, но и смог спустя 30 лет совершить перезагрузку истории о бывшем копе и “Воине Дороги” Максе Рокатански (Том Харди). Постапокалипсис в “Дороге ярости” представлен высохшей австралийской пустошью с редкими островками “цивилизации”, управляемыми бандами. В одном из таких поселений, Цитадели, и разворачивается действие – полевой командир диктатора Несмертного Джо (Хью Кияс-Берн) Фуриоса (Шарлиз Терон) сбегает из Цитадели с пятью наложницами в ган-траке в надежде добраться до Зеленых Земель, области за пустыней, откуда ее похитили в детстве. В процессе к девушкам присоединяется Макс, и за беглецами начинается погоня, в которой участвуют все местные банды. И вот тут начинается фейерверк – непрекращающаяся гонка, снятая, как кажется, одним дублем без склеек.

Постапокалиптическая пустыня, сотканная из песчаных дюн, растрескавшейся земли и миражей, служит прекрасной декорацией для того форсажа, в режиме которого несутся фантастические машины, управляемые безумными фриками. Стильный, яростный, энергичный, с пугающими образами обитателей вырождающегося мира, фильм собрал все мыслимые кинематографические премии, а его поклонники с нетерпением ждут приквел – “Фуриоса”, который должен выйти на больших экранах экранах в июне 2023 года.

“Тихое место” (2018)

Одним из самых громких фильмов-ужасов 2018 года, действие в котором разворачивается в постапокалиптическом мире, завершим наш обзор. Речь о фильме Джона Красински “Тихое место”, в котором он также исполнил главную мужскую роль – фермера и отца семьи, Ли Эббота. Вследствие некой катастрофы Землю населили кровожадные монстры, лишенные зрения, но наделенные острым слухом. Мир погрузился в тишину, а уцелевшие люди приспособились к новой реальности – двигаются неслышно, научились языку жестов, разработали систему сигналов. Семья Эбботов довольно успешно выживает, если не принимать во внимание погибшего год назад младшего сына. Сейчас Эвелин (Эмили Блант) и Ли ждут четвертого ребенка, а их глухая от рождения дочь Риган и сын Маркус научились развлекаться бесшумно. Но монстры дожидаются случая и нападают на ферму. Использование тишины как художественного приема далеко не ново, но с умело нагнетаемым саспенсом и динамичным сюжетом в “Тихом месте” это работает идеально.

Задерживающие дыхание зрители, боящиеся чихнуть или кашлянуть в звенящей тишине – это ли не подтверждение правильно подобранной схеме? Несмотря на ряд безусловных достоинств (актерские работы, визуальное оформление), можно придраться к сценарным огрехам, некоторой нелогичности и не до конца продуманной концепции монстров. Однако если вспомнить, в каком напряжении ты провел полтора часа, делать этого не хочется. Тем более, если киностудия Paramount вновь не перенесет премьеру сиквела, продолжение истории мы сможем увидеть осенью 2021 года.

Источник Kinonews.ru

Leave A Reply

Your email address will not be published.